Главная » 2012 » Октябрь » 11 » Кто такой "безречевой" ребенок.
13:24
Кто такой "безречевой" ребенок.

                «Кто такой безречевой ребенок?»

 

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, то есть детьми, у которых отсутствует речь.

Дети, у которых отсутствует речь, имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними. Тот уровень речи, который есть у этих детей, - звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, - не может служить полноценному общению.

К безречевым следует отнести детей с различными задержками психического развития, в том числе недифференцированными, имеющих ранний детский аутизм, интеллектуальную недостаточность, детский церебральный паралич, нарушение слуха, моторную и сенсорную алалию. Их объединяют отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость.

У безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика. Для них характерны: снижение внимания, памяти, недостаточность целенаправленной деятельности, проявляющиеся в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокойном поведении, аффективно-респираторных приступах.

Даже при легком и доброкачественном течении неврологических симптомов общий потенциал их снижен.

Поэтому работа с неговорящими детьми начинается с их родителей.

Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребенок нуждается в особом внимании, что у него преобладает – неумение или нежелание использовать свои речевые возможности.

Крайне важно, чтобы у них сформировалось правильное отношение к дефекту ребенка, понимались пути его преодоления, создавались условия для общения с ним, так как родители по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил», или «С мальчиками всегда так».

Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии речи есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: «Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты, а он по-прежнему молчит». Таким родителям приходится объяснять, что они «награждают» ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик,  сейчас мы говорим только «машина, полотенце». В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

                                    Советы родителям:

1.     Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых дней его жизни, развивая его слух, внимание, двигательные умения, постоянно разговаривая и играя с ним.

2.     Больше говорить с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносить их четко, терпеливо, доброжелательно.

3.     Развивать понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай руку», «Где ножка?» Опираться на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторять усвоенное.

4.     Использовать в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: «машина - би-би, кукла – ля-ля, упал – бах».

5.     Петь ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

6.      Вызывать желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр. (Прятки – ку-ку. Паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты!» Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные : о, а, у.

7.     Почаще рассказывать, читать первые детские сказки «Курочка ряба», «Теремок», стихи «Наша Таня громко плачет», «Мишка» и другие.

8.     Не говорить при ребенке о его отставании.

9.     Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

10. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

11.  Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один - много).

12.  Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока – белобока».

     Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с не говорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машинку в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии – на речевое подражание.

      Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Поэтому, не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас. Судьбу ребенка с отсутствием речи решает не дефект сам по себе, а его социальные последствия. Непосредственное участие в ней родителей, правильное отношение к его интеллектуальному и речевому дефекту, облегчит социальную адаптацию неговорящего дошкольника.

 

                                                         Учитель – логопед

                                                          МАДОУ № 20 Подобная Т.Ф.

Просмотров: 636 | Добавил: madou20 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0