13:24 Кто такой "безречевой" ребенок. | |
«Кто такой безречевой ребенок?» В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, то есть детьми, у которых отсутствует речь. Дети, у которых отсутствует речь, имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними. Тот уровень речи, который есть у этих детей, - звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, - не может служить полноценному общению. К безречевым следует отнести детей с различными задержками психического развития, в том числе недифференцированными, имеющих ранний детский аутизм, интеллектуальную недостаточность, детский церебральный паралич, нарушение слуха, моторную и сенсорную алалию. Их объединяют отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. У безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика. Для них характерны: снижение внимания, памяти, недостаточность целенаправленной деятельности, проявляющиеся в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокойном поведении, аффективно-респираторных приступах. Даже при легком и доброкачественном течении неврологических симптомов общий потенциал их снижен. Поэтому работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребенок нуждается в особом внимании, что у него преобладает – неумение или нежелание использовать свои речевые возможности. Крайне важно, чтобы у них сформировалось правильное отношение к дефекту ребенка, понимались пути его преодоления, создавались условия для общения с ним, так как родители по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: «Он все понимает, только ленится», или «Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил», или «С мальчиками всегда так». Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии речи есть. Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: «Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты, а он по-прежнему молчит». Таким родителям приходится объяснять, что они «награждают» ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце». В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить. Советы родителям: 1. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых дней его жизни, развивая его слух, внимание, двигательные умения, постоянно разговаривая и играя с ним. 2. Больше говорить с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносить их четко, терпеливо, доброжелательно. 3. Развивать понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай руку», «Где ножка?» Опираться на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторять усвоенное. 4. Использовать в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: «машина - би-би, кукла – ля-ля, упал – бах». 5. Петь ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар. 6. Вызывать желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр. (Прятки – ку-ку. Паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты!» Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные : о, а, у. 7. Почаще рассказывать, читать первые детские сказки «Курочка ряба», «Теремок», стихи «Наша Таня громко плачет», «Мишка» и другие. 8. Не говорить при ребенке о его отставании. 9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы. 10. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз. 11. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один - много). 12. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока – белобока». Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с не говорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машинку в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии – на речевое подражание. Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Поэтому, не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас. Судьбу ребенка с отсутствием речи решает не дефект сам по себе, а его социальные последствия. Непосредственное участие в ней родителей, правильное отношение к его интеллектуальному и речевому дефекту, облегчит социальную адаптацию неговорящего дошкольника. Учитель – логопед МАДОУ № 20 Подобная Т.Ф. | |
|
Всего комментариев: 0 | |